Как спустить воздух из батареи или радиатора отопления

Почему в систему отопления проникает воздух – основные причины. Удаление воздушных пробок без слива теплоносителя. Как правильно заполнить трубы и батареи, чтобы выгнать воздух.

Содержание

Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления

Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:

  • незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;  
  • перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
  • использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
  • заливка в систему дополнительного объёма воды;
  • узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
  • при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
  • отсутствие автоматики стравливания воздуха;
  • засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
  • низкое давление в трубопроводах с горячей водой.

Признаками завоздушивания могут быть:

  1. Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
  2. Падает температура в помещении;
  3. В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
  4. В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.

Как убрать воздушную пробку из системы отопления: обзор устройств и специфика их применения

Ухудшение работы отопления может быть обусловлено несколькими факторами. Одним из них является завоздушенность — появление пустот внутри труб и радиаторов. При этом затрудняется циркуляция теплоносителя, существенно снижается КПД и возрастает риск поломок. Как убрать воздушную пробку из системы отопления собственными силами? Для этого нужно узнать основные факторы появления подобного дефекта.

На что влияет воздух

Тепловой след батареи

На тепловом снимке особенно наглядно показано как сильно наличие воздушных пробок сказывается на температуре батареи.

Наличие воздуха в батареях отопления является препятствием для их нормального функционирования. В том месте, где скапливаются воздушные пробки, образуется холодная область. В результате эффективность работы падает, в помещениях становится заметно прохладнее. Если не выпустить воздух, то обогрев не сможет работать в полную силу.

При запуске циркуляционного насоса от батарей и труб слышно легкое бульканье – это прямой признак того, что у вас завоздушило систему отопления. Насос не может продавить напором воздушные пробки, из-за чего те циркулируют на месте, вызывая образование журчащих звуков. И поднимать напор бесполезно, так как нужно либо провести стравливание, либо попытаться долить в систему воду – иногда это действительно помогает.

Иногда воздушные пробки образуются прямо в трубопроводах систем отопления. В результате этого теплоноситель не может пробиться к батареям, так как ему мешает воздух. Нужно как-то избавляться от него, иначе возможен выход из строя отопительного котла – он просто перегреется из-за отсутствия нормальной циркуляции.

Как избавиться от воздушных пробок в открытой отопительной системе с насосом

Системы отопления открытого типа используются все реже и встречаются преимущественно в домах старой постройки. Сделать их более эффективными удается за счет установки циркуляционных насосов, обеспечивающих принудительное движение теплоносителя. Однако в некоторых случаях насос, используемый в открытой системе, может препятствовать выходу воздуха, скопившегося в разных частях контура. Поток жидкости при этом «запирает» воздушную пробку, не давая ей подняться наверх. Чтобы стравить воздух, бывает достаточно на короткое время выключить насос. Ничем больше не удерживаемая, воздушная пробка переместится в расширительный бак. Важно помнить, что насос можно выключать только после остановки котла. Если это к тому же твердотопливный отопитель, нужно дождаться его остывания. Удалить воздух из радиаторов открытой системы остановкой насоса удается не всегда. В этих случаях на помощь приходит трубопроводная арматура.

Чем завоздушивание опасно для системы

Хорошо, теперь вам известны причины создания воздушных пробок, сейчас же следует разобраться, как это скажется на радиаторах и прочих элементах. Ухудшение теплоотдачи от батарей это только один из явных проявлений того, что завоздушена система отопления. Следующие проблемы проявятся потом:

  1. Возникновение коррозии – как известно, стальные батареи, а также алюминиевые аналоги не терпят воздуха. Первые начинают ржаветь изнутри, у них снижается емкость, следовательно, и теплоотдача теряется навсегда. Вторые же, просто окисляются, что влечет за собой уменьшение сроков эксплуатации металлического изделия.
  2. Увеличение расхода топлива – следует напомнить, что если в системе образовалась воздушная пробка, ее работоспособность снижается, а вот потребление нет.
  3. Возможность прорыва радиатора или трубопровода – если существует место, через которое в трубы или радиатор попадает кислород, это самое место будет «ахиллесовой пятой» домашнего обогрева. Во-первых, тут будут начинаться процессы коррозии или окисления, а во-вторых, рано или поздно отсюда потечет жидкость.

Совет: Если хотите, чтобы ваша система обходилась вам наиболее экономично, не ленитесь выполнять профилактику. Помните о том, что она обходится намного дешевле, чем ремонт и развоздушивание.

Еще раз следует напомнить, что все эти проблемы можно избежать и значительно сэкономить время, достаточно только проверять собственную систему на целостность.

Как определить место, в котором появился воздух

Самый простой метод обнаружения пробки — на слух. Нужно осторожно простучать батарею — пустое пространство будет отзываться звонче.

Предварительно можно найти подозрительные места по степени нагрева: там, где теплоноситель не проходит, будут участки с низкой температурой

Оба способа не отличаются точностью. Теплоноситель может не пройти по причине затора из грязи и ржавчины. Эта проблема решается промывкой.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды.  Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  1. По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  2. Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  3. В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  4. За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Можно ли выгнать воздух из системы с насосом без кранов

Если в контуре отсутствуют точки сброса, значит, он собран с нарушениями технологии. Устранять воздушные пробки в нем сложнее, и самый простой способ стравливания в этом случае – это ослабление резьбовых соединений в местах скопления воздуха. Закончив работу, крепеж нужно восстановить, используя новые уплотнительные материалы. Еще один метод удаления воздушных пробок в системе без кранов заключается в просверливании в трубопроводе отверстий диаметром 3–4 мм. Чтобы избавиться от воздуха таким образом, необходимо:

  • определить место нахождения пробки в контуре (по шуму);
  • подобрать хомут под диаметр трубопровода;
  • просверлить отверстие в трубе и дождаться выхода воздуха;
  • после появления воды установить хомут.

Чем опасно завоздушивание?

Очевидно, что перегрев двигателя крайне опасен. Заклинивание силовой установки и незапланированная остановка машины — вот к чему это может привести. Поэтому важно удалять затор в системе охлаждения незамедлительно, чтобы не усугубить проблему еще больше.

Застучавший мотор восстанавливается только капитальным ремонтом. От перегрева залипают кольца, задирает ЦПГ, заклинивает (разламывает поршни). Одним словом, вся начинка двигателя приходит в негодность.

В таких условиях обязательно деформируется головка блока, имеющая сложную форму литья. Она искривляется, ломаются прокладки, автол проникает в цилиндры.

Завоздушивание наряду с повышением температуры (500 градусов и выше), вызывает увеличение давления. Поэтому также выходят из строя прокладки, сальники (уплотнители), перегородки между всеми моторными системами.

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Как удалить воздух из радиатора отопления? Спустить воздух из батареи! Три разных крана Маевского!

Спуск воздуха в радиаторах с краном Маевского

В изделиях последнего поколения, а именно алюминиевых, биметаллических, стальных и чугунных радиаторах для удаления воздушных пробок устанавливают ручные воздухоотводчики – краны Маевского. Прибор представляет собой клапан игольчатого типа.

Как спустить воздух из батарей отопления. Кран Маевского. Многоэтажный дом. Радиатор холодный.

Краны выпускают двух видов, с поворотной ручкой или винтом. В первом случае инструмент не понадобится, а во втором варианте будет нужна отвёртка. Для того, чтобы сбросить пробки, производят действия в определённом порядке.

Фото - Кран Маевского
  1. Приготовить ёмкость (например ведро), отвёртку и разводной ключ.
Фото - Отвёртка для крана Маевского
  1. Разводным ключом поворачивают пластиковую головку крана так, чтобы спускное отверстие заняло бы крайнее нижнее положение.
Фото - Разводной ключ
  1. К нижней части крана Маевского подносят емкость для сбора воды.
  2. Жало отвёртки вставляют в шлицы винта и начинают медленно его поворачивать против часовой стрелки.
Фото - Спуск воздуха
  1. Сначала будет слышен звук выпускаемого воздуха, затем появится прерывистая струя воды.
  2. Нужно дождаться, когда струя станет сплошной и будет стекать равномерно и бесшумно.
  3. Удалять воду из радиатора прекращают, заворачивая винт обратно.
  4. Для профилактики специалисты советуют процесс повторить через 1 – 2 часа.

Удаление воздуха с помощью автоматического воздухоотводчика

Прибор часто называют поплавком из-за принципа его действия. Автомат устанавливают, как в горизонтальном, таки вертикальном положении.

При скоплении воздушных масс поплавок прибора всплывает и давит на клапан. В свою очередь клапан выпускает воздух, и поплавок занимает исходное положение.

Несмотря на удобство, нужно периодически проверять дееспособность отводчика. Автоматический прибор не выдерживает наличие загрязнений в теплоносителе. Поэтому данные приспособления стараются не устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Фото - Автоматические устройства

Стравливание воздуха в старых домах с чугунными радиаторами

Чугунные батареи в прошлом для разводушивания оснащались обыкновенными водопроводными кранами. Их вваривали или ввинчивали в заглушки торцов верхних коллекторов. Спуск воздуха осуществлялся открытием крана. Процесс практически похож на способ спуска воздуха с батареи используя кран Маевского.

Встречаются батареи без воздухоотводов. В этом случае воздух спускают, отвинчивая гаечным ключом одну из верхних заглушек чугунного радиатора.

Как удалить воздух из чугунной батареи под давлением, без крана Маевского. Не повторять! Радиатор.

Спуск воздуха через термостат

Бывают такие случаи, когда застройщик не установил на радиаторах устройство для сброса воздушных пробок, а вместо них на каждой батареи были смонтированы терморегуляторы. Можно попытаться выпустить пробки, откручивая крепёжную гайку термостата.

Однако следует помнить о том, что можно повредить уплотнительную прокладку, замена которой потребует слива воды из всей системы.

Фото - Развоздушивание через гайку термостата

3

Способы устранения воздушных прослоек

Смесь воздуха и воды опасна для сети. Она способствует процессам ржавления, образованию известкового налета. Не выдержать воздействие агрессивной среды может даже и газовый котел, поэтому своевременное удаление воздуха из системы отопления частного дома является важным делом.

Чтобы избавиться от пузырей в коммуникациях, можно стравить воздух. Следует учитывать некоторые особенности:

  1. 1. Как выгнать воздух из системы отопленияСначала нужно попытаться хорошо прогреть систему. Когда это не помогает, воздух придется вытравить.
  2. 2. Если даже на сети установлены краны Маевского или другие отводчики, действовать нужно аккуратно. Ослаблять винт следует постепенно, обязательно подставив под слив банку или ведро.
  3. 3. Стравливание сопровождается сначала шипением и брызгами, затем носитель начинает течь более свободно. Как только это произойдет, процесс необходимо прекратить.
  4. 4. Если пузырь обнаружен в отдалении от клапана, нужно открыть тот кран, который находится ближе к проблемному месту. Прослойку нужно продавить в сторону отводчика, добавляя в сеть воду.
  5. 5. Когда проблемными являются несколько мест, но и кранов стоит не один и не два, отводчики открывают строго по очереди, двигаясь от входа сети в помещение.
  6. 6. Как убрать воздух из системы отопленияПри котловом отоплении выпустить воздух сначала нужно из ближайших к котлу элементов, а самые дальние и высокие по отношению к нему оставить напоследок.
  7. 7. Если отводчики Маевского отсутствуют, нет даже вентилей, то откручивать придется заглушки радиатора. Делать это нужно еще аккуратнее, ибо давление может их просто вышибить. Тогда вместо одной проблемы возникнет другая — квартиру может залить. Сброс необходимо осуществлять до прекращения шипения. Затем винт надо сразу же завернуть до упора.
  8. 8. При успешно осуществленном процессе трубы прогреются в течение максимум получаса. Когда этого не происходит, работу нужно повторить и не только стравить воздух, но и спустить побольше воды.

Когда удалить пробку не получается, либо же ее ликвидация не привела к улучшению работы отопления, систему нужно чистить.

Способы экономного отопления частного дома

Способы экономного отопления частного дома

На что следует обратить внимание

Каждый теплообменник имеет выпускной клапан, который обычно находится в верхнем левом или верхнем правом углу нагревателя. Установите ключ и поверните против часовой стрелки. Вы должны быть медленными и осторожными, так как в системе отопления есть давление. Через некоторое время может появиться шипящий звук. Это означает, что воздух удаляется из батареи.

Вода начнет выходить из теплообменника, поэтому вы не должны забывать положить под ним контейнер или емкость. Через некоторое время из клапана будет выходить только вода. Вот тогда он должен быть повернут назад по часовой стрелке.

Те, кто никогда не делал этого самостоятельно, должны обратить особое внимание на безопасность: вода, которая выходит из радиатора, в какой-то момент может быть очень горячей. Существует даже риск ошпаривания

Как бороться с завоздушиванием отопительных контуров?

Для удаления воздушной массы из трубопровода используются различные методы, основная часть которых – специализированные решения. В частности, выпуск воздуха в бытовых системах отопления осуществляется через выпускные клапаны различной конструкции. Например, как без спецтехники выгнать воздух из системы отопления дома? Для этого изначально в определенных местах устанавливают вентиляционное отверстие, и с его помощью пользователь может самостоятельно решить поставленную задачу. Другое дело, что у запорной арматуры этого типа очень много вариантов конструкции, и в каждом случае есть свои особенности техники стравливания воздуха.

Как выгнать воздух из системы отопления: способы избавления от воздушной пробки и советы специалистов

Как развоздушить батареи в частном доме

Автономная система отопления частного дома существенно отличается от централизованной сети теплоснабжения. Дело в том, что хозяева своих домов обращаются в специализированные предприятия за монтажом отопительной системы. Профессионалы применяют проектную документацию, которая предусматривает установку расширительного бака.

Фото - Система развоздушивания автономной системы отопления частного домаСистема развоздушивания автономной коммуникации отопления частного дома

Бачок устанавливают в такой точке, которая выше всей отопительной системы. Ёмкости могут быть открытого или закрытого типа. В первом случае завоздушивание системы ликвидирует простым доливом теплоносителя в расширительный бак. Бачок закрытого типа оснащён выпускным клапаном.

Фото - Расширительный бачок закрытого типаРасширительный бачок закрытого типа

Система смонтирована таким образом, что воздушные пробки выдавливаются из радиаторов и поднимаются в расширительную ёмкость.

При повышении температуры нагрева теплоносителя воздух, собравшийся в бачке, покидает ёмкость через открытый клапан.

Развоздушка системы отопления частного дома.

Если попадает в систему с естественной циркуляцией закрытого типа

Организация отопления такого типа подразумевает удаление воздуха через установленный в самой высокой позиции расширительный бачок.

  • Фото 10

    К патрубку перелива присоединяется шланг, обеспечивается возможность излива жидкости.

  • Открывается подпитка с небольшим напором, выключается, когда из шланга пойдёт вода.
  • Далее спускается воздух из каждой батареи (заглушки, кран Маевского).
  • После этого добавляется теплоноситель в систему (около 2/3 от объёма котла).

Затем котёл включается, радиаторы должны начать нагреваться. При необходимости процесс повторяют. Когда соблюдены уклоны прокладки трубопровода, воздух выходит сам. Если не получается, теплоноситель можно нагреть, тогда воздух будет выходить активнее.

Сепаратор воздуха

Сложное и эффективное устройство, разработанное для автономных систем, особенно обширной протяжённости.

Фото 12

Фото 2. Сепаратор воздуха модели ZUVL 20 для вертикального трубопровода, производитель – «IMI Pneumatex».

Забирает воздух из воды и автоматически удаляет. Сверху есть воздухоотвод. Выпускаются сепараторы двойного действия — для отлова воздуха и примесей. В этом случае прибор оснащён вентилем для удаления накопленных примесей и частиц.

Внутри устройства стоит сетка, которая провоцирует турбулентность и появление пузырьков воздуха.

Ручной спуск воздуха в верхней точке системы

Как и для первого случая, для спуска излишков воздуха потребуются специализированные узлы, которые были заранее установлены в отопительную систему. Итак, в наивысших точках системы в большинстве случаев устанавливаются обычные вентили, посредством которых спускается воздух, подобно кранам Маевского. Такой вариант можно охарактеризовать как спуск ручным способом.

Автоматический спуск воздуха

Также спуск может быть автоматическим, по мере того как будет скапливаться в верхней точке системы воздух. В таком случае устанавливается воздухоотводчик автоматического типа.Воздушные пробки в системе отопления

Принцип работы следующий. Когда под запорным клапаном начинает скапливаться воздух, то поплавок, обеспечивающий закрытие данного клапана, постепенно погружается в жидкость, уровень которой с появлением воздушной пробки, соответственно, начинает снижаться. В результате клапан открывается, и воздушная пробка в системе отопления частного дома исчезает. Повышается уровень теплоносителя, сплывает поплавок, и клапан вновь перекрывает протечки воды во внешнюю среду.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором рассказывается, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления.

Как стравить воздух с батарей разных типов

Приборы обогрева помещений по материалу изготовления подразделяются на ряд видов батарей со своими особенностями стравливания воздуха – это радиаторы:

  • алюминиевые;
  • стальные;
  • биметаллические;
  • чугунные;
  • медные;

Алюминиевые

Приборы отопления из алюминия изготавливают способом экструзии расплавленного металла. То есть, жидкий алюминий вдавливают в опоку. Материал радиаторов достаточно мягкий и при малейшем механическом воздействии деформируется. По это причине алюминиевые батареи рекомендуют устанавливать в частных домах с автономными системами отопления, оснащёнными автоматическими воздухоотводчиками.

Стальные

Батареи из стали обладают большой прочностью. Поэтому они легко переносят установку, как кранов Маевского, так и автоматов. Порой и те и другие заменяют терморегуляторами.

Биметаллические

Радиаторы, которые имеют стальной корпус, покрытый оребрением из алюминиевого сплава, чаще всего оснащают кранами Маевского. Биметаллические приборы монтируют в частных особняках и многоквартирных домах. В зависимости от местных условий отопления батареи снабжают автоматическими устройствами сброса воздуха.

Чугунные

Особенности чугуна, как хрупкого материала, заставляют с осторожностью подходить к выбору устройств для спуска воздушных пробок. В основном, как было сказано выше, используют обычные краны или врезные болтовые клапаны.

Медные

Этот дорогой, но превосходный по своей теплопроводности, металл требует к себе деликатного обращения. Для медных радиаторов применяют специальные устройства, построенные по принципу крана Маевского. Соблюдается условие врезки устройств из того же металла, что и сам радиатор – меди.

Все эти особенности установки устройств для стравливания воздуха с батарей из различных материалов не зависят от их конструкции, будь они секционными, трубчатыми, панельными, пластинчатыми или вакуумными приборами.

Если это не помогло удалить ВП

Если после технологически правильного заполнения системы и действий по удалению воздуха давление не стабилизируется, а нагрев по-прежнему неравномерный, придётся проверить, герметичность системы. Причиной воздушных пробок становятся также ошибки, сделанные на этапе монтажа: неверные уклоны, наличие уголков в трубопроводе.

Устраняем воздушную пробку из отопительной системы

Воздушные пробки в трубопроводе и радиаторах отопления нарушают нормальную работу системы и снижают ее теплоэффективность. Удаление воздуха из системы отопления помогает исправить ситуацию. К экстренным мерам придется прибегать заметно реже, если грамотно спроектировать и смонтировать автономную систему, предусмотрев установку воздухоотводчиков во всех проблемных местах.

Воздушные пробки в системе отопления Подготовка системы отопления

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...