Как правильно принимать жилье в новостройке
При приемке квартиры в новостройке могут выявляться неприятные сюрпризы: трещины на окнах, отслаивающиеся обои или несоответствие планировки указанному в договоре. Эксперты в сфере недвижимости делятся советами о том, как правильно провести приемку объекта и что делать при обнаружении недостатков.
Кто должен принимать квартиру от застройщика?
Принять квартиру у застройщика может как сам владелец, так и уполномоченное лицо: риелтор, родственник или другой доверенный человек. Необходимо оформить соответствующую доверенность у нотариуса, которая уполномочивает лицо на приемку квартиры по указанному адресу у конкретного застройщика. Если планируется, чтобы уполномоченное лицо впоследствии регистрировало право собственности и заключало договоры с управляющей компанией, это также следует уточнить в доверенности.
Квартиру следует осматривать после получения ключей и только в присутствии представителя застройщика.
Что делать, если площадь и планировка не соответствуют ожиданиям?
Возможно, что документы указывают одну площадь и планировку, а на деле выявляются значительные расхождения, такие как лишняя стена или несоответствие заявленному метражу. Согласно мнению экспертов, такие расхождения также должны быть устранены застройщиком.
Иногда возникают ситуации, когда в жилой комнате отсутствует окно или их оказывается два вместо одного, а санузел размещается в неудобном месте, — сообщает эксперт. Причиной таких проблем могут быть как ошибки в процессе строительства, так и в документации. Важно зафиксировать все несоответствия на бумаге в присутствии представителя застройщика, что дает покупателю право на устранение выявленных недостатков. Закон о защите прав потребителя утверждает, что покупатель имеет право получить то, за что он заплатил.
Далее возможны два сценария развития событий. В первом случае покупателя устраивает квартира даже с выявленными несоответствиями, и он соглашается подписать акт приема-передачи. Во втором случае он начинает вести переговоры с застройщиком, который может предложить устранить выявленные недостатки (переместить стену, убрать перегородку и т. д.), либо предложить альтернативное решение проблемы, например, выплатить компенсацию.
«Следует иметь в виду, что разница между фактическим и заявленным метражом квартиры может составлять до 5%, что является нормальным, и обычно этот момент учитывается в договорах», — добавляет эксперт. «Однако, если разница превышает этот порог, то предусматривается выплата компенсации. Эта компенсация может быть как в пользу покупателя, если метраж недооценен, так и в пользу застройщика, если фактическая площадь превышает заявленную. Однако, при доплате застройщику, цена за «квадрат» будет соответствовать той, которая была указана в договоре».